Картина «Олимпия» Эдуарда Мане при первом появлении на парижской выставке в 1865 году вызвала скандал и полное неприятие. Бесчинства раздражённой публики вынудили устроителей приставить к картине охрану, а затем повесить её под самый потолок в дальнем углу выставки. На самом деле намерение художника состояло в очередной попытке взглянуть на современность через диалог с классической традицией. Мане решил переосмыслить образ «Венеры Урбинской» Тициана и написать современную Венеру.
Неизвестно, кому пришло в голову переименовать Венеру в Олимпию, но название прижилось. Оно, с точки зрения критиков, усугубляло её «неприличие», ибо так звали одну из героинь романа Дюма «Дама с камелиями». Центральный персонаж романа — Маргариты Готье, «дама полусвета», так называли парижских гетер. Публика узнала Олимпию в лицо: художнику позировала его любимая модель Викторина Мёран, которая уже приобрела скандальную известность благодаря картине Мане «Завтрак на траве».
Итак, «Олимпия» — это Венера-куртизанка. В доме, где пребывает Олимпия, нет любви, а есть расчёт и откровенный торг. И все-таки… эта картина о любви. Хотя её «играет» не только сама героиня, но и её окружение.
Мане создаёт новые смыслы в искусстве, однако его творчество не существует вне понятия красоты. Художник погружает свою героиню в изысканное окружение белых тканей с голубоватыми и золотистыми рефлексами, оттеняя эту белую симфонию покрывал темным фоном стен. Фигура девушки царит на воздвигнутом в её честь ложе, которое кажется плывущим в воздухе, цветы букета — её украшения, чёрный кот — её рыцарь, и служанка гордится своей госпожой…
Комментариев нет:
Отправить комментарий